Кризис и переходный период в жизни.

Кризис и переходный период в жизни.


              

            
"Change is the only constant".

("Единственная постоянная - это изменение". 

Фраза, написанная когда-то на Берлинской стене).

Ближайшие выпуски блога будут посвящены теме кризиса и изменений, связанных с ним. 


Кризис и переходный период в жизни. 

Часть 1 


               В наше время люди сталкиваются с изменениями в окружающем их мире гораздо больше, чем предыдущие поколения. Возросло не только число перемен, но и их темп.5.jpg Более того, подвергается изменениям сама природа процесса перемен. Например, если в прошлом начало и конец процесса изменений при какой-то реорганизации были более-менее ясны, то сегодня начальный момент, сам процесс и конечная цель скрыты в тумане. Многие организации переживают уже третье или четвертое слияние за время своего существования, причем последнее слияние еще не совсем завершилось, а на горизонте уже следующее. Та же «турбулентность» обнаруживается и в других областях жизни – как в микросфере частной жизни, так и на макросоциальном уровне.      
         Процессы обновления и изменения, которые являются повседневной реальностью, налагают высокие требования на тех, кто участвует в этих процессах, особенно, в руководящем качестве. В техническом материальном мире мы может осуществлять изменения, не учитывая внутреннюю жизнь вещей – по той простой причине, что вещи этой жизнью не обладают. Но если изменения затрагивают людей в их частной жизни или на работе, они могут реагировать на них очень сильно и в результате полностью потерять уверенность в себе и в окружающем мире. 
      Вот почему важно различать внешние изменения и внутренний процесс, через который люди проходят в результате этих внешних изменений. Например, переход к другой работе в рамках организации может занять считанные дни, а внутренний процесс человека – несколько месяцев. Этот внутренний процесс можно назвать «переходный период». Изменения, которые ведут к переходным периодам, приходят не только извне, но и из внутреннего мира. Примерами являются период полового взросления и так называемый «кризис среднего возраста». Но в ходе жизни есть многие другие моменты, когда мы должны прощаться с нашими идеями, отношением или поведением, и должны брать на себя новые задачи. 
            Переходные периоды иногда происходят почти незаметно для человека, часто они приобретают характер кризиса, сопровождаемого сильными эмоциями, которые способны нас временно парализовать. Это не всегда заметно окружающему миру, потому что мы часто пытаемся скрыть это от других и от самих себя. Многие люди стесняются этих вещей – особенно в мире работы. Они боятся (часто вполне справедливо), что их могут принять за «неудачников». 
      Исследование переходного периода и кризисных ситуаций может помочь вам распознать и понять собственные чувства и эмоции и обращаться с ними осознанно. 
 



Часть 2.  Более близкий взгляд на процесс переходного периода


«Человек может чему-то научиться, если только переступит 
из известного в неведомое»

Клод Бернард

bUZWilXmpLI.jpgВ древних культурах и культурах некоторых стран Третьего мира переход от одного периода к следующему выражался 
(и выражается)
в  ритуальных действиях и церемониях. Например, после сбора урожая конец сезона отмечался празднованиями. Это происходило также в конце года или в конце периода правления. Хорошо известны обряды посвящения мальчиков и девочек-подростков во взрослую жизнь. Подростка забирали из семьи и сообщества, которому он принадлежал, и оставляли в одиночестве в заброшенном месте где-нибудь в джунглях или пустыне на долгое время. Иногда в течение нескольких месяцев юноша должен был проходить через всевозможные лишения и встречаться лицом к лицу с опасностями. Если он выживал, он возвращался в сообщество, но уже в другой роли.
              Согласно Уильяму Бриджису, голландский исследователь по имени Арнольд Ван Геннеп в начале 20-го столетия обнаружил, что почти все такие ритуалы состоят из трех этапов: отделение, переходный период и возвращение в новом качестве. Отделение было символическим переживанием смерти.  Переходный период был своего рода нейтральной зоной, где происходило прощание со старым образом жизни и обреталось новое внутреннее отношение. Этап возвращения означал возвращение в общество и обучение навыкам и обычаям, соответствующим новой социальной позиции.
            Наша современная культура забыла такие ритуалы, кроме разве что нескольких, первоначальную значимость которых многие люди уже не понимают. Старые культуры могут научить нас, что перед тем как начинать новое, необходимо отпускать старое, и что между концом старого (прощанием со старым) и началом нового лежит период хаоса – своего рода психологическая «ничейная земля», где человек вступает в конфронтацию с самим собой и где рождается новое базовое отношение.
            Описание переходного периода, приведенное ниже, связано с находками Уильяма Бриджиса, который изучал «ритуалы перехода» древних культур, и с работами Элизабет Кюблер-Росс. Она посвятила свою жизнь изучению процесса траура, который испытывают люди после потери кого-то близкого.
           Вслед за «первооткрывателем» Кюблер-Росс, было обнаружено, что люди переживают такие же процессы и в других ситуациях утраты: неизлечимая болезнь или ампутация, развод, потеря работы, уход на пенсию и т.д. Эти процессы обнаруживаются и в тех ситуациях, которые на первый взгляд совсем не кажутся ситуациями утраты: беременность, переезд в новый дом и даже продвижение по службе. Однако, более близкий взгляд показывает, что в этих ситуациях тоже содержатся элементы утраты: прощание с беззаботной жизнью, старым домом и кварталом, со старым знакомым окружением…
           Исследование процесса перехода начинается с распознавания элемента утраты. Иногда это компенсируется «приобретением». Это особенно справедливо в том случае, если человек сам хотел перемены. И все же, когда вы оказываетесь в новой ситуации, вы почувствуете потерю (даже если вы и считаете, что жаловаться было бы неправильно). То, чего вы хотели, помогает вам пройти через это. Однако, если перемена пришла извне, непрошенно, ощущение утраты может быть чрезвычайно сильным и с ним бывает труднее справиться.

       Изменения, которые происходят в результате взросления и старения, часто имеют подобный характер утраты. Юноша может испытывать чувство утраты детства, тридцатилетний – уход молодости. В определенные моменты своей жизни вы можете испытывать чувство утраты жизненной энергии, невинности или уверенности в себе…

        


Часть 3. Переход начинается с окончания


"Невозможно открыть новые земли, не потеряв на долгое время  из виду  берег"
Андре Жид


Переход начинается с того, что вы оставляете старую знакомую ситуацию. Часто, сами того не подозревая, мы крепко связаны с этой ситуацией. Поэтому, когда она внезапно заканчивается, это приходит как шок. И шок бывает еще сильнее, если старая ситуация в какой-то степени определяла нашу идентичность (например, когда человека, для которого работа была всем на свете, увольняют).
13.jpg

«Это было как будто земля провалилась под ногами».

«Весь мой мир был разрушен».

«Как будто бы я умер, похолодел и закостенел. Кровь перестала течь по жилам».


Такие реакции являются довольно обычными в ответ на изменение, которое приходит извне: плохие известия от доктора, объявление о разводе, известие о закрытии компании. Эффект шока может быть также вызван внутренним изменением, как результатом вашего собственного индивидуального процесса развития («Я внезапно осознал: так продолжаться не может, это должно закончиться... И в то же самое время меня переполняла огромная печаль»), но обычно такие переходы являются более плавными, сопровождаясь неясным ощущением беспокойства или неудовлетворенности.
Люди реагируют по-разному на изменения, приходящие извне. Некоторые начинают сильно сердиться; других это парализует, и они ничего не говорят; третьи лихорадочно ищут решений для новой ситуации. Шок эмоционально завладевает человеком. Внешне спокойный и разумный «фасад» является лишь иллюзией, скрывающей боль утраты.

После первой конфронтации настроение многих людей оживает, потому что они часто начинают приписывать «тривиальный» характер последствиям изменения для себя и для других. В американской литературе это явление известно под названием «минимизация воздействия». Это результат характера переходного процесса: большинство людей с трудом выносят негативные чувства и поэтому начинают говорить себе и другим:

«У меня все в порядке, для меня это не важно».
«Мы это переживем».
«Жизнь продолжается. Не надо думать, что меня это на самом деле волнует».

             Люди убеждают себя, что все будет не так уж плохо, что все пройдет… Они начинают избирательно относиться к источникам информации: «Питер слышал, как директор сказал, что этот отдел будет продолжать работать».
Конечно же, это избегание негатива не устраняет неопределенность, страх, стыд и т.д., но поскольку чувство подавляется, оно неожиданно возникает опять в другие, часто неподходящие моменты: например, как сильный эмоциональный всплеск, который совершенно неуместен в данный момент в данной ситуации и который окружающие люди не могут понять.
             Что касается переходных периодов, происходящих в результате внутреннего развития, люди тоже часто убеждают самих себя, что «все образуется», что «все это временно». Одна женщина так сказала о своем браке: «Мы конфликтуем почти каждый день, вся атмосфера в доме отравлена раздражением. Но я знаю, что основа-то здоровая… Должно быть, мы были слишком заняты в последнее время, и это сработало против нас. Через несколько недель все будет как раньше». 
            Спустя какое-то время эта надежда не оправдывается, и «жестокая реальность» опять встает перед нами. Многие начинают чувствовать, как растет их гнев или подозрительность, и они обычно обращаются на тех, кого они винят в своих переживаниях: на врачей, которые должны были обнаружить болезнь гораздо раньше; на отдел кадров, который некрасиво обошелся с вами, на организацию, в которую вы «вросли» и которая отплатила вам неблагодарностью; на мужа (или жену), для которого вы всегда делали все, что могли, и который сейчас обращается с вами как с отработанной моделью…
              В случае внутренних процессов развития причина неудовлетворения тоже часто переносится на внешний мир: «недостаток понимания», «интриги», «отсутствие свободы», «нет отклика», «непонятные должностные обязанности»… 
              В девяти из десяти случаев возникающих из этих ситуаций дискуссии оказываются совершенно неплодотворны. Человек, на которого нападают, имеет понятное стремление защищаться. Другой чувствует себя еще менее понятым из-за этой (обычно рациональной) защиты и укрепляется в своем чувстве, что его эксплуатируют и не понимают. Трагическим аспектом этой (и последующей) стадии переходного периода является то, что игнорируются любые хорошие советы и предлагаемые другими возможные решения. С одной стороны, человек сам собой являет вопрос: «Ну скажите, что мне сейчас делать?». image.jpgС другой стороны, он отклоняет любой ответ. Окружающим это скоро надоедает, и они отворачиваются, а от этого человек еще больше ощущает себя покинутым и одиноким.    
               Люди, которые по своей инициативе изменяют что-то в своей жизни (например, развод или новая работа), на этой стадии переходного периода имеют реакцию, более ориентированную вовнутрь: они сомневаются в том, правильно ли он поступили, винят себя («Что же я наделал? Что я делаю с собой и с другими?»). Иногда они начинают рассказывать другим, как хорошо было раньше. Некоторые, начавшие работать на новом месте, в течение нескольких месяцев могут говорить: «А знаете, как это делалось там, где я раньше работал?».

          В конце этой первой фазы переходного периода вы начинаете осознавать, что гнев и агрессия не помогают. Сердитые слова были произнесены вслух уже сто раз, а про себя – тысячи. Чувство вины по отношению к самому себе лежит на душе мертвым грузом. Окружающие уже больше не слушают ваши жалобы. Вы чувствует себя одиноким. Вы – в яме, на «каменистом дне» переходного периода.








Часть 4. Всё - кризиc

 "Возьми свою жизнь в свои руки – что будет? Нечто ужасное: винить будет некого".

                                                                                                                                           Эрика Йонг   
                                                                             

              кризис и переходный период Как и в древних культурах, среднюю стадию переходного периода можно также и сейчас рассматривать как период конфронтации с самим собой, как время размышлений, из которого вы выходите новым человеком. Это не происходит автоматически. Отпускание того, что было приобретено в прошлом, часто является тяжелым испытанием. 

                  Только сейчас вы начинаете осознавать, что первоначальная ситуация закончилась, что ничто уже не будет больше таким, каким оно было в прошлом, хотя при этом у вас еще нет никакой картины будущего. На этом этапе в своем поведении вы равнодушны и апатичны. Ежедневные обязанности на работе или в семье являются для вас тяжелой ношей. Внутри вы ощущаете незащищенность и депрессию. Периоды надежды и отчаяния сменяют друг друга, и вы испытываете чувство абсолютного одиночества. Вы чувствуете, что мир вокруг вас мало понимает (или совсем не понимает) ваши внутренние потребности, и поэтому вы закрываетесь от других, а это еще больше усиливает ваше одиночество.

                    Эта средняя стадия имеет характер жизненного кризиса. Ее отличительной особенностью является то, что тех умений, которые помогали вам справляться с трудностями до этого, уже не достаточно для сегодняшней ситуации. Вверена Каст в своей книге «Кризис как возможность» описывает кризис как ситуацию, в которой «существует огромный дисбаланс между субъективной важностью проблемы и имеющимися возможностями для совладания с ней». 

                    Ни одна реакция из знакомого ряда не является полезной, все возможности кажутся исчерпанными:– советы других: они даются с благими целями, но не помогают вам продвинуться;– сердиться и вступать в конфронтацию с другими: это может принести временное облегчение, но, в конечном счете, оказывается бессмысленным;– перечислить возможности и проанализировать их: это вызывает чувство еще большей безнадежности. Что делать? Вы чувствуете бессилие, и в то же время проблема не выходит у вас из головы ни на секунду.

                     Уильям Бриджис так пишет об этой стадии: «Пшеница растет ночью. Нейтральная стадия (то есть, стадия перехода) – это «ночное время» всего переходного процесса». Под поверхностным слоем бессилия и безнадежности растут, невидимые, семена будущего развития. Иногда они всплывают в форме такого чувства: «Больше так продолжаться не может»; «Все что угодно, только не оставаться в этой ситуации»; «Я должен отказаться от надежды на внешнее решение и сделать что-нибудь сам»; «Я должен порвать со всеми идеями, нормами, желаниями и ожиданиями из прошлого и начать двигаться в сторону нового, неизвестного»…кризис и переходный период

             Это первые признаки поворотной точки. Вам нужно стать активным и взять ответственность за собственную жизнь в свои руки. Часто совсем неясно, куда ведет путь. Нужно учиться делать шаги, не зная заранее, куда они вас приведут. Это процесс проб и ошибок. Когда вы совершаете осознанный шаг, внешний мир всегда отвечает на это, и ответ может привести вас к следующему шагу. Так путь постепенно становится видимым. Часто лишь боковое зрение говорит вам, что вы поступили правильно. Вначале, ваше «Я» еще слабо, но в результате этих процессов оно все больше и больше крепнет, и вы все больше можете полагаться на него.

            Переходы являются неотъемлемой частью нашей жизни вплоть до самого последнего перехода, когда мы умираем. Но поскольку ваше «Я» укрепляется по мере принятия вами этих «вызовов», оно сможет справляться с последующими переходами более осознанно и плодотворно.

             Не все переходы завершаются плодотворно. Вы можете «застрять» на этой или на предыдущей стадии, если не решитесь взять на себя ответственность и сделать следующий шаг. В результате вы можете «сдаться», не видеть больше смысла и интереса в жизни. Вы хотите, чтобы другие (члены вашей семьи или начальник или еще кто-нибудь) сделали для вас то, чего вы хотите. Когда этого не происходит, вы испытываете неудовлетворение, и постоянно вините в этом внешний мир (а последующие переходные периоды еще больше усугубляют это). 

             Если вы начнете понимать суть переходного процесса и говорить об этом с другими, это поможет вам предотвратить эти негативные эффекты. 


Часть 5. Начало нового.

 

«Мы не осмеливаемся не потому, что нечто кажется нам трудным; оно кажется нам трудным потому, что мы не осмеливаемся».

Сенека

      

новая жизнь, кризис Когда семена, проросшие на предыдущее стадии, становятся сильнее и связанными с осознанным пониманием, человек начинает делать первые шаги. Он производит небольшие эксперименты, которые могут иметь как положительный, так и отрицательный результат. Важно не терять присутствия духа в случае отрицательного опыта, а наоборот, преобразовывать его в положительные «учебные» результаты. Отрицательный результат тоже важен.

Вот почему надо спрашивать себя:

– Чего я хотел?

– Что я сделал? Как я действовал в конкретной ситуации?

– Каков эффект? Какой эффект я наблюдал в себе и в окружающем мире?

– Какой урок я могу из этого извлечь?

– Что это конкретно означает для моего следующего шага?

            Во время этой стадии экспериментирования вы будете опять контактировать с другими людьми, хотя эти контакты будут совсем другого характера, чем раньше. Лучше всего это различие можно описать так. На стадиях 1 и 2 вы обычно призываете других стать активными для вас. Вы зависите от других людей и ожидаете, что кто-то решит за вас ваши проблемы (Хотим пояснить: в этом нет ничего плохого, иногда это дает результаты, но чаще всего – нет. И это – одна из причин кризиса). На стадии 3 ваше базовое отношение заключается в том, что вы сами предпринимаете что-то и сами становитесь активны. Вы уже не «отдаете» свою проблему другим людям, а используете других для помощи или для получения информации, не будучи зависимым от них.

          Внутреннее решение полностью связать себя с новой ситуацией обычно принимается только после стадии экспериментирования (хотя вы можете пробыть в новой ситуации уже какое-то время). Формирование этой новой связи является главной задачей третьей стадии. Однако, это вам удастся лишь в том случае, если вы «правильно» прошли через предыдущие стадии переходного процесса. Иначе у вас не будет внутренней свободы для того, чтобы сформировать эту новую связь. Когда люди не справляются с новой работой, в новой должности или в случае новых личных отношений, это может быть частичным результатом «незаконченных дел» в предыдущих ситуациях.

        Кроме того, в новой ситуации могут также присутствовать объективные факторы, которые затрудняют установление этой внутренней связи. (Например, слияние компаний, когда вы сталкиваетесь с совершенно другой корпоративной культурой или другим стилем руководства).

кризис

          Новая связь проявляется в вашем поведении в форме ваших усилий, мотивации, интереса к людям и вещам окружающего мира. Люди часто начинают лучше выглядеть физически, начинают получать удовольствие от жизни.

          Наконец, новая ситуация сливается с личностью в целом. Умения, опыт и способности из прошлого могут быть очень полезны, хотя и восприниматься в другом свете, и другие могут с удовольствием их использовать. Появляется новый смысл в идентичности человека. Многие на этой стадии чувствуют облегчение и даже благодарны за испытанные ими переживания. Они чувствуют, что в результате стали более зрелыми.


  Часть 6. Что вы можете сделать сами, чтобы плодотворно справиться с переходом?


«Мы учимся что-то делать, только когда делаем это. Другого способа не существует».

Джон Хольт

 

  Выше мы описали, как обычно проходит переходный процесс. Конечно же, возникает вопрос: а можно ли мне самому повлиять на протекание этого процесса? Мы считаем, что да.

♦  Переходные периоды являются частью жизни. Они – условие внутреннего роста и развития. Следовательно, переходы, сопровождаемые кризисом, являются значимыми, даже если эта значимость не полностью очевидна в данный момент. Хотя у людей может быть разная реакция, важно помнить, что нет ничего плохого в том, что человек находится в состоянии «перехода». 

 ♦  Иногда люди говорят тому, кто только что прошел через переходный период: «Приятно видеть, что ты тот же, что и раньше». Такая реакция означает, что они воспринимают кризис как нежелательное нарушение нормального хода жизни. За этим кроется идеал – быть опять тем же самым, как до кризиса. Это показывает, они не хотят понимать это измерение жизни, которое связано с развитием.

 ♦  Поддержание позитивного взгляда на кризис может поддержать в трудные моменты переходного периода. 

 ♦ Всегда старайтесь различать факты и чувства. Пытайтесь найти для себя «якорь» в окружающей реальности. Например, спрашивайте себя: Что точно произошло? Кто и что точно сказал? Кто был при этом? Ваше отрицательное настроение может окрашивать факты – так же, как и «розовая» надежда на то, что «все будет хорошо». Чистое объективное наблюдение того, что происходит во внешнем мире, сделает вас сильнее.

 ♦  Вышесказанное не является аргументом в пользу подавления или скрытия своих чувств. Ваши чувства – это тоже реальность. Нужно относиться к ним серьезно, но и не «утопать» в них. Когда вами овладевает гнев, отчаяние или страх, это мешает процессу обучения – так же, как и подавление этих чувств. Важно позволять чувствам быть, осознанно проживать их и при необходимости выражать их словами.

·♦  Не ищите слишком быстрых решений. Переход занимает определенное время, и нельзя ускорить этот процесс. В нашем обществе осталось мало ритуалов, «отмечающих» переходы. Следовательно, нужно это делать самому. Это означает:

– заботиться о «прощании» с чем-то, что вы оставляете позади, и пытаться найти значимую для вас форму прощания;

– во время переходного периода уделяйте время для размышлений о прошлом и для переориентации на будущее;

– организуйте начало нового (например, составьте план, решите, когда вы проведете оценку своих будущих действий и т.д.).

 ♦  Как дети своего времени, мы очень ориентированы на решение, и для большинства из нас трудно находиться в ситуации, для которой нет решения. Это может привести к паническому и бесплодному поиску этих решений (бесплодному, потому что внутренне вы еще не готовы к ним). Фактически, так вы тормозите и затягиваете процесс перехода.

·♦ Если вы слишком погрузились в себя и зафиксировались на своих проблемах, сделайте осознанное усилие для движения в противоположном направлении: можно заняться спортом или живописью, начать работу по дому и т.д. Просмотр фильмов или телевидение здесь менее уместны, потому что они могут стимулировать процессы во внутреннем мире.

кризис  ♦  Во время фазы экспериментирования не пытайтесь достичь немедленных видимых результатов. Рассматривайте это время как период обучения, когда вы видите, как внешний мир реагирует на ваши шаги. Например: можно организовать встречу с кем-нибудь, кто прошел «поворотную точку» в своей жизни, и поговорить с этим человеком о его опыте. Обычно это само по себе уже является большим достижением: как только что-то не подпадает под обычную модель нашего поведения, это вызывает в нас сопротивление («Что это мне даст?», «Что он подумает?», «Я предстану полным дураком» и т.д.). Однако, если вы найдете в себе смелость проявлять такие инициативы, они могут привести к очень конструктивному опыту и ценным контактам. Более того, вы разовьете новый тип уверенности в себе.

 ♦  Оставайтесь в контакте с другими. Найдите людей, с которыми вы можете говорить. Это могут быть как профессионалы (психолог, психотерапевт, коуч), так и другие люди (супруг/-а, коллега, друг). Однако, будьте осторожны. Конечно, можно попросить кого-то выслушать вашу боль и печаль, но не повторяйте одно и то же в сотый раз, жалуясь, как «вас обманули» или «как к вам были несправедливы»). Лучшее лекарство – спросить себя после такого разговора: каков был результат? Это не обязательно должен быть конкретный результат – не менее важным является пришедшее чувство покоя, облегчения, понимание, импульс, чувство готовности и т.д.

         Это кажется парадоксом. С одной стороны, вы одиноки во время переходного периода – никто не может забрать у вас вашу боль. С другой стороны, плодотворный переход почти невозможен без помощи других людей. Вы можете найти правильный баланс, пытаясь осознавать помощь и поддержку, за которыми вы обращаетесь к другим или которые вы получаете от других.


Заключительная часть.

 Притча о кризисе.

«Возможности лежат среди трудностей».

Альберт Эйнштейн


К статье мы подобрали  притчу, которая по своему раскрывает  и завершает её.

Ученик спросил Учителя: кризис, переходный период
  — Учитель, я никак не могу понять сути того, чем все восторгаются. А именно: в японском языке иероглиф, означающий слово «кризис», состоит из двух иероглифов, которые означают «проблема» и «возможности». Ну и что?  

Учитель нахмурился:
— Действительно не понимаешь?! Это ужасно! Убирайся из Школы!!!

Ученик опешил:
— Но завтра я могу вернуться?
— Ты поймешь, когда тебе можно будет вернуться, — отрезал Учитель.

Прошло два дня, этот ученик постучал в дверь Школы. Учитель вышел к нему и сказал:
— Ничего не говори, я не поверю тебе! Уходи!

Остальные ученики стояли за его спиной, боясь вымолвить даже слово. Никто не понимал, чем вызван такой гнев Учителя.

Прошло около года, и ученик вновь возник на пороге. Учитель внимательно осмотрел его, улыбнулся и сказал:
— Вот теперь ты действительно понял.

И когда ученик зашёл, Учитель предложил ему рассказать всё другим ученикам.

— На следующий день после того, как я покинул Школу, — рассказал ученик, — хозяин фирмы, где я работал, сказал, что не нуждается больше в моих услугах. Я догадался, что тут не обошлось без Учителя, и пришёл, но, вы помните, Учитель снова прогнал меня.

Учитель улыбнулся: кризис, переходный период
— Ты не представляешь, насколько трудно было уговорить начальника расстаться с тобой.
— Это я понял уже потом. Я очень старался найти работу, но не смог найти подходящей, а мне надо было содержать семью. Тогда я создал собственную фирму. Не прошло и года  — моя фирма сегодня одна из крупнейших в своей отрасли. Теперь я действительно понял, что означают эти иероглифы и… нет слов, Учитель, как я тебе благодарен!  


— Благодари Путь, — по обыкновению сказал Учитель.


Приглашаем к обсуждению статьи...


(Из книги И.ван дер Бруг, К.Лохер, "7 путеводных звезд" /Пер. с англ. канд филол. наук Петровой Е.Н.)




Система комментирования работает на Disqus