Жить с вопросами часто более важно, чем давать ответы.
Эта цитата с первого взгляда может показаться несколько странной. Большинство людей считают, что ответы гораздо важнее вопросов. По отношению к решению практических вопросов, это совершенно верно. Однако, в самой жизни именно вопросы заставляют людей двигаться и поддерживают это движение. Они – «мотор» процесса саморазвития, а ответы часто тормозят этот мотор. Когда вы находите ответ или решение (или вам кажется, что вы его нашли), вы уже не смотрите дальше, и процесс останавливается.
В искусстве жить с вопросами важно дать вопросу соответствующее место. Это означает, что мы не должны подавлять вопрос, но должны позволить ему «быть». Вопрос не должен превращаться в проблему, которую нужно быстро разрешить, а должен стать причиной для начала исследования сути вещей, инициатив и открытий.
Этому искусству можно учиться.
Характеристикой человека является то, что он задает вопросы. В противоположность животному, мы в состоянии дистанцироваться от своей среды и задавать вопросы. Животные составляют одно целое со своим миром, на это настроены их тела и все инстинкты. В этой взаимосвязи нет места для вопрошающего сознания.
Конечно же, как люди мы тоже живем в самоочевидном мире. Мы выполняем свою работу, возвращаемся домой, читаем газету, выпиваем чашку кофе, болтаем с соседом и идем спать – не задаваясь вопросом относительно этого. Это просто потому, что если бы мы начали задаваться такими вопросами, наша жизнь была бы полна стресса. Однако, иногда (из-за неожиданного внешнего события или нашего внутреннего настроения) эта самоочевидная связь с повседневной жизнью нарушается, и мы задаем вопросы.
Например, медсестра психиатрической больницы задалась вопросом несколько лет назад, почему пациентов устраняют из их среды и помещают в больницу (до того момента для нее это было настолько же самоочевидно, как и для других). Первой реакцией со стороны коллег были советы «перестать все усложнять». Однако, в конечном счете, ее вопрос привел к новой политике приема пациентов и к изменению в курсе лечения пациентов.
Вопросы возникают, когда происходит прорыв в том, что было самоочевидном либо со стороны нас, либо со стороны окружающего нас мира. Иногда вопросы причиняют нам столько беспокойства, что мы перестаем спать и думаем о них весь день.
Если вопросы возникли, вы не можете их игнорировать. Они «работают» в вас. Настоящий вопрос, будучи распознанным, рано или поздно приведет к новому этапу развития.
Вы останавливаетесь на мгновение и задаете вопрос. Самые глубокие вопросы, которые волновали людей на протяжении тысячелетий, так и не изменились. Кто я? Что я здесь делаю? Что я хочу сделать со своей жизнью?
Многие вопросы, которые вы слышите в повседневной жизни, это вопросы ради вопросов. Это могут быть интересные вопросы, умные вопросы, хитрые вопросы, вежливые вопросы и т.д. В некоторых ситуациях они могут быть полезными, но они не представляют важности для стимулирования и продолжения вашего личного развития. Для этого вам нужны вопросы, которые укоренены глубже. Настоящие личные вопросы берут начало в эмоциях.
Чувства связаны с указаниями на прорыв в самоочевидном и сами являются сигналами этого. Равновесие между нашим внутренним миром, включающим наши взгляды, идеи, ценности, нормы и намерения, и внешним миром, нарушается. Возникающая эмоция может быть неясным чувством беспокойства, смутным ощущением нехватки чего-то или страхом в разных формах и разной степени.
В своей книге «Как приходят к суждениям в группах» наш коллега Лекс Бос отметил, что этот эмоциональный сигнал может указывать два разных направления. Это может быть чувство удивления относительно того, что «есть», что «существует». Это чувство ведет к вопросам, нацеленным на «знание», на «прозрение». Например: «Почему так происходит, что я не ухожу с работы, хотя прекрасно знаю, что я с ней не справляюсь?» Эмоциональный сигнал может быть и чувством несвободы. Это ведет к вопросам, связанным с будущим: «Что мне следует делать сейчас, когда моя компания больше во мне не нуждается?» Такие вопросы направлены не столько на получение «прозрения», сколько на выбор, который должен быть сделан, на решение, которое должно быть принято.
Большинство людей, которые начинают такое исследование самих себя, смотрят в будущее и задают вопросы о выборах. Но для того, чтобы сделать правильный выбор, вам тоже нужно «прозрение»: о том, кто вы, что вам подходит, что вы в состоянии делать. Частью этого являются вопросы, которые Лекс Бос назвал «путем знания».
Итак, каждый вопрос основан на чувстве. Чувство нужно сформулировать. И это может оказаться трудной задачей, потому что приходится переводить личный опыт в универсальные слова и понятия.
Между этими двумя полюсами существует напряжение. С одной стороны, вы можете увязнуть в своих чувствах так, что не сможете задать четкий вопрос. С другой стороны, вы можете слишком отдалиться от первоначального чувства, так что вопрос станет слишком общим и абстрактным.
Пытайтесь сформулировать вопрос так четко, чтобы можно было над ним работать, и чтобы он в тоже время оставался привязанным к первоначальному чувству, которое его породило:
вопросы знания вопросы выбора
нацелены на прошлое нацелены на будущее
Вряд ли возможно сразу же сформулировать правильный вопрос. Что мы подразумеваем под «правильным» вопросом? Вопрос всегда является условным. В процессе самопознания он часто меняется. Или же вы можете открыть другой вопрос, который скрывается за первоначальным и который, может быть, еще более важен для вас. Однако исходный вопрос должен быть достаточно понятен, чтобы вы могли начать работать над ним.
Этот первоначальный вопрос действует как поддержка. Вопрос должен помочь вам не сходить с дороги. Он указывает направление вашего поиска и исследования своей жизни. Он также действует как магнит, притягивая информацию, важную для вашего вопроса.
Вначале, вопрос возникает в моем внутреннем мире. Даже если он сформулирован очень четко (например, «Почему каждый раз на новом месте работы я вхожу в конфликт с начальником через несколько лет?»), он все же касается более-менее изолированного переживания в вашей душе. Чтобы начать работать над вопросом, надо соотнести его с внешним миром, то есть, с конкретными ситуациями, к которым приложим вопрос. Это происходит двумя способами, которые мы тоже используем спонтанно в повседневной жизни:
- Вы связываете вопрос с конкретными ситуациями из прошлого. При этом важно вспомнить несколько ситуаций, в которых вопрос был значим.
- Вы связываете вопрос с видением или образом будущего. Вы представляете будущую ситуацию, которая произойдет, если вы не предпримете никаких действий, а просто позволите вещам происходить – другими словами, если вы позволите внешнему миру полностью определять происходящее в вашей жизни. Эта воображаемая ситуация должна быть как можно более конкретной и видимой.
В обоих способах вы совершаете движение из внутреннего мира к внешнему. Не всегда легко совершать это движение от внутреннего мира к внешнему. Вы можете запереться в своем внутреннем мире из-за эмоций, сопровождающих ваши переживания. Может также случиться, что связывание вашего вопроса с конкретными ситуациями вызовет в вас сопротивление, потому что это всегда требует сделать шаг назад, быть объективным, посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Иногда легче выражать свои эмоции. Возможно, вначале следует делать именно это, поскольку это может дать вам более четкое видение фактов, обстоятельств и действий.
Привязывая вопрос к конкретным ситуациям из прошлого, вы приобретаете более глубокое понимание того, что на самом деле происходило. А привязывая вопрос к видению будущего, вы можете усилить свое желание и волю для работы над ним.
Итак, искусство жить с вопросами состоит в том, что вы:
- совершаете прорыв через самоочевидную природу вашей жизни или происходящих вокруг вас событий и выдвигаете Вопрос;
- позволяете Вопросу просто «быть», не начиная сразу же искать ответа или решения;
- связываете Вопрос с вашим личным переживанием и не позволяете Вопросу «исчезнуть» в абстрактной формулировке;
- привязываете Вопрос к конкретным ситуациям в прошлом и будущем.
Рекомендуемое упражнениеВыберите какого-то человека в вашей среде и понаблюдайте за ним внимательно в конкретные моменты в течение недели. Затем спросите себя, в чем заключается его/ее вопрос. Проделайте это еще с одним или двумя людьми. |